Курс "Логика" Курс "Логика", основанный на книге "Алиса в стране Чудес".
1. Формальная логика Аристотеля; правильные и неправильные рассуждения; практические примеры неправильных логических рассуждений, основанных на истинных посылках.
2. Абстрактное мышление, философские категории "количество" и "качество", аксиома параллельности, закон исключённого третьего и закон тождества на примере диалога Алисы с Гусеницей.
3. Пределы применимости законов классической логики Аристотеля. Абстрактное мышление в искусстве и науке. Повторение трёх законов Аристотелевой логики на примере романа Евгения Онегина, диалога Платона "Пир", поэзии нонсенса Льюиса Кэрролла и других.
4. Продолжение темы противоречий. Почему нельзя описать движение, не впадая в противоречия? За какое страшное открытие казнили античного математика, сбросив в море с корабля? Начало темы бесконечности. Апория Ахиллес и Черепаха. Хорда Николая Кузанского.
5. Закачивание темы о бесконечности: бесконечно многое и бесконечно малое. Начало темы о противоречивости человеческой природы, о том, почему люди так часто поступают не логично.
6. Какое сходство между тем, что сделал Галилей в науке и физике, и тем что сделал Шекспир в искусстве? Три закона Гегелевской диалектики: 1) Закон перехода количественных изменений в качественные; 2) Закон взаимопроникновения противоположностей; 3) Закон отрицания отрицания.
7. Гегелевский трагический конфликт, конфликт двух истин – неподвижной, статичной, истины здесь и сейчас, и процессуальной.
8. Язык и мышление.
9. Что есть истина? Что есть реальность?
10. Истина в искусстве
Лектор: Александр Витальевич Пустовит, лектор с 10-ти летним опытом преподавания в Национальной Музыкальной Академии, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии МАУП.
Автор учебников «История европейской культуры» (2004), «Этика и эстетика. Наследие Запада. История красоты и добра» (2006), «Введение в логику» (2013), монографии «Пушкин и западноевропейская философская традиция» (2015). Автор музыкальных передач на радио («Музыка Моцарта-ребенка»; «Из истории клавирного дуэта»; «Моцарт и Пушкин») и др.